Недвижимость Семья Женские секреты Усыновление Образование Обмен Красота и Здоровье
Лучшие статьи
Загрузка...
Загрузка...
загрузка...
06.05.16

Авторская программа "Информатика в начальной школе". 2–4-е классы

Разделы:Начальная школа


Ребенок в современном информационном
обществе должен уметь работать на компьютере,
находить нужную ему информацию в различных
информационных источниках (электронных
энциклопедиях, Интернете), обрабатывать ее, и
использовать свои знания в жизни.

Ранее изучение информатике сейчас
является не привилегией, а необходимостью,
диктующая, образом жизни современного человека.
На сегодняшний день ребенок очень рано начинает
сталкиваться с компьютером, но, к сожалению,
областью применения являются лишь компьютерные
игры.

Задача моего курса состоит в том, чтобы
показать, что это техническое устройство, может
быть большим помощником в повседневной жизни и в
учебе.

Содержание пропедевтического курса
сочетает в себе три существующих важнейших
аспекта ее общеобразовательной значимости:

  • Мировоззренческий аспект
  • (формирование
    представлений о системно-информационном подходе
    к анализу окружающего мира, о роли информации, об
    информационных процессах в природе).
  • Алгоритмический аспект
  • (развитие мышления
    школьников).
  • "Пользовательский" аспект
  • (формирование
    компьютерной грамотности, понимание принципов
    работы компьютера и опыт использования
    информационных технологий).

На этом этапе происходит знакомство
школьников с компьютером, формируются первые
элементы информационной культуры в процессе
использования учебных игровых программ,
простейших компьютерных тренажеров и т.д. Так как
все же это ребята младшей возрастной группы, то
основной формой обучения является урок – игра.


Информационно-математическая траектория (Траектория информатики)

УМК «Информатика» 2 - 4 класс (ФГОС)
Автор Матвеева Н.В. и др.


2. Логико-алгоритмический компонент

Данный компонент курса информатики и ИКТ в начальной школе предназначен для развития логического, алгоритмического и системного мышления, создания предпосылок успешного освоения учащимися инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения в аппаратных и программных средствах выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Цели изучения логико-алгоритмических основ информатики в начальной школе:

  1. развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:
    • применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если … и …, то …»;
    • алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
    • системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
    • объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;
  2. расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают») и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т. е. акцент делается на развитии умения приложения даже самых скромных знаний;
  3. создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приёмами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей (поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).
  • применение формальной логики при решении задач – построение выводов путём применения к известным утверждениям логических операций «если …, то …», «и», «или», «не» и их комбинаций – «если … и …, то …»;
  • алгоритмический подход к решению задач – умение планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также решать широкий класс задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
  • системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
  • объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать)»;

Говоря об общеобразовательной ценности курса информатики, мы полагаем, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода не только помогает автоматизации действий (всё, что формализовано, может быть компьютеризовано), но и служит самому человеку для повышении ясности мышления в своей предметной области.

В курсе выделяются следующие разделы:

  • описание объектов – атрибуты, структуры, классы;
  • описание поведения объектов – процессы и алгоритмы;
  • описание логических рассуждений – высказывания и схемы логического вывода;
  • применение моделей (структурных и функциональных схем) для решения разного рода задач.

Материал этих разделов изучается на протяжении всего курса концентрически, так, что объём соответствующих понятий возрастает от класса к классу.

При изучении информатики за пределами начальной школы предполагается систематически развивать понятие структуры (множество, класс, иерархическая классификация), вырабатывать навыки применения различных средств (графов, таблиц, схем) для описания статической структуры объектов и структуры их поведения; развивать понятие алгоритма (циклы, ветвления) и его обобщение на основе понятия структуры; добиваться усвоения базисного аппарата формальной логики (операции «и», «или», «не», «если …, то …»), вырабатывать навыки использования этого аппарата для описания модели рассуждений.

Наверх


III. Описание места учебного предмета в учебном плане

1. Технологический компонент

Изучение технологического компонента возможно на уроках «Информатики и ИКТ» в часы, определяемые участниками образовательного процесса (региональный или школьный компонент), или на уроках по основным предметам начальной школы, проводимых с использованием компьютерной техники. При наиболее распространённом варианте организации размещения компьютерной техники – в компьютерных классах – освоение информационных и коммуникационных технологий может проходить во время компьютерных уроков. Компьютерный урок может иметь постоянное место в расписании, но по своему наполнению разные компьютерные уроки могут быть отнесены к разным учебным предметам. Например, изучение модулей «Создание рисунков» или «Создание мультфильмов» может быть отнесено к компьютерным урокам по ИЗО, изучение модуля «Создание текстов» – к компьютерным урокам по русскому языку, работа с цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР) по математике – к компьютерным урокам по математике и так далее. Углублённое освоение информационных и коммуникационных технологий может проходить на кружках и факультативах.

2. Логико-алгоритмический компонент

Логико-алгоритмический компонент относится к предметной области «Математика и информатика» и предназначен для изучения в часы, определяемые участниками образовательного процесса (региональный или школьный компонент), или на уроках математики (например, см. вариант «Математика и информатика» курса математики в Образовательной системе «Школа 2100»).

Начинать преподавание можно с 1, 2 или 3-го класса. Это зависит от возможностей школы. В то же время многолетний опыт преподавания курса (с 1994 г.) показал, что дети, начавшие изучение курса с 1-го класса, с большим удовольствием воспринимают уроки информатики, начинают лучше успевать по другим предметам и легче осваивают материал курса на следующих годах обучения.

Наверх


Говоря об общеобразовательных целях курса информатики, мы полагаем, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить их в виде совокупности атрибутов и действий, описать алгоритмы действий и схемы логического вывода поможет не только эффективному внедрению автоматизации в его деятельность, но и послужит самому человеку для повышения ясности мышления в своей предметной области.

Цели изучения курса в начальной школе

1) Развитие у школьников устойчивых навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, связанных с использованием системно-информационного языка:

  •  применение формальной логики при решении задач — построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций “если ... то”, “и”, “или”, “не” и их комбинаций (“если ... и ..., то...”);
  •  алгоритмический подход к решению задач — умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;
  •  системный подход — рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрение влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;
  • объектно-ориентированный подход — постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу “из чего состоит и что делает (можно с ним делать)”.

2,9 Мб
 Размер:

Горячев
А.В., Суворова Н.И.
Информатика. 3 класс (Логика и алгоритмы).
(2009, 32с.)

(2008, 138с.)Горячев А.В.Информатика в играх и задачах. 3 класс. Книга для учителя.

 
Ломаковская А.В. и
др.
Ступеньки к информатике. 3 класс.
(УКРАИНА; 2013, 160с.)

 
Матвеева
Н.В., Челак Е.Н. и др.
Информатика. Учебник для 3 класса. В 2 ч.
(2013; 126с., 112с.)

(2014; 72с., 80с.)
Матвеева Н.В., Челак Е.Н. и др.
Информатика. Рабочая тетрадь для 3 класса. В 2 ч.

(2014, 56с.)
Матвеева Н.В., Челак Е.Н. и др.
Информатика. Контрольные работы для 3 класса.


Урок №15. Ханойские башни.

Информатика в начальных классах.

Урок №15. Ханойские башни.

Ханойские башни.

Программу, иммитирующую

головоломку Ханойские башни
можно скачать здесь

Роботенок

Давай поиграем в буддийских монахов. Это старинная игра, которая заключается в следующем. На подставке укреплены три стержня. На левый стержень нанизано несколько колец разного размера, внизу самое большое кольцо, на нем поменьше, сверху еще меньше и т. п.

Роботенок

Давай поиграем в буддийских монахов. Это старинная игра, которая заключается в следующем. На подставке укреплены три стержня. На левый стержень нанизано несколько колец разного размера, внизу самое большое кольцо, на нем поменьше, сверху еще меньше и т. п.

Ханойские башни


Пользуясь правилом, надо перенести кольца с одного стержня на другой по правилу.

ПРАВИЛО.

  1. За одно действие можно переносить только одно кольцо.
  2. Любое кольцо можно укладывать либо на большее кольцо, либо на свободный стержень.

Попробуй сначала переложить два кольца.

Алгоритм ханойские башни - с 1 на 3

Алгоритм ханойские башни - с 1 на 2

Алгоритм ханойские башни - с 1 на 3

Алгоритм ханойские башни - с 1 на 2

Количество колец на стержне можно увеличить.

Подумай, изменится ли тогда алгоритм перекладывания колец?…………………………………………………………

А изменится ли число команд?………………………………

Попробуй переложить три кольца с одного стержня на другой.

Алгоритм ханойские башни - из трех фигур

Сколько команд имеет данный алгоритм?……………………….

А сколько  вообще команд может иметь алгоритм?……………..

Но алгоритм всегда имеет конечное число команд, сколько бы их ни было.

Попробуй дома решить задачу “Ханойские башни” с четырьмя кольцами.

В данном алгоритме будет 16 команд.


Урок - путешествие.

Информатика в начальных классах.

Урок - путешествие.

Сколько всего яблок и грибов оказалось дома?

Подсчитай и раскрась.                                     

Задача

Бланк ответа к задаче

Вырежи из бумаги маленького исполнителя.

Пусть по твоим командам он найдет выход из лабиринта.

Задача

Из урока №14 реши задачу со стиральной машиной, если:

Алгоритм «Стиральная машина»

Определи вес гирьки.


Урок - смекалки.

Информатика в начальных классах.

Урок - смекалки.

1. Запиши признак, которым обладают все рисунки, кроме одного. Обведи его в кружок.

А)
Найди лишнюю фигуру

Общий признак…………………………………………………………


Б)
Найди лишнее

Общий признак……………………………………………………..

С)
Найди лишний предмет

 Задача имеет два решения

А. Признак…………………… Б. Признак………………………………………… 

Определение лишнего предмета

2. Продолжи последовательность.

а)
продолжи последовательность цветов

Продолжи последовательность фигур
Продолжи последовательность цифр

3. Упорядочить по убыванию длины предметов (от большего к меньшему).

Упорядочить предметы
Признак + порядок
1………………………………..

2………………………………..

3………………………………..

4………………………………..

4. Упорядочить по возрастанию ног (от меньшего к большему).

1. Стрекоза

2. Страус

3. Гриб

4. Слон

Признак

Порядок

Признак

Порядок

4. В  пустой клеточке нарисуй недостающую картинку.


К уроку


Информационные минутки на уроках информатики в начальной школе

Информационные минутки на уроках информатики в начальной школе

Мы пойдём на станцию № 2, которая называется
“Фруктовый сад”, а сопровождать нас будет
инопланетянин Янт. Стр. 2

2. Почему заболел Янт? Найди на рисунках ошибки
в его действиях. Объясни ему, как нужно есть
банан: допиши алгоритм. (Упр. 2)

Что нарисовано на картинках? Какие ошибки он
допустил? (Ест банан вместе с кожурой; очистил
банан, но ест кожуру, а не мякоть; не выбросил
кожуру, куда полагается, поскользнулся и упал).
Почему он заболел? Выполнять это задание будем в
парах.

СЪЕШЬ БАНАН

У кого получился точно также? Что же у нас
получилось? Что такое алгоритм? Алгоритм, какого
действия? Чему вы с вами научились, выполняя это
задание? (составлять алгоритм правильных
действий Янта). Можно ли идти дальше? Станция № 3
“Почемучка” Сопровождает нас всё тот же
инопланетянин Янт. Сейчас вы будете работать в
группах по 4 человека. Составьте алгоритм
предложенного вам на листочке действия (Упр. 3).
Посовещайтесь в группе (вполголоса) и составьте
алгоритм. Затем выберите из группы одного
ученика, который зачитает нам полученный
алгоритм. Время выполнения ограничено. (Группам
предлагаются разные алгоритмы:

  1. Заправить кровать.
  2. Пришить пуговицу.
  3. Сделать бутерброд.
  4. Собрать портфель.)

Примечание

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

4-й класс

№ урока

Тема (основные понятия
урока)

Примечание

1 четверть

1.Введение. Инструктаж по ТБ. 
2.Хранение информации на ПК. 
3.Файлы и папки. 
4.Создание папки, копирование,
перемещение.
 
5.Устройства хранения (дискета, диск,
флэш-карты)
 
6.Правила работы с дискетой, диском. 
7.Запись на дискету, CD, DVD.  
8.Обобщающий урок "Чему мы
научились"
 

2 четверть

1.Информация и органы чувств. 
2.Информационные процессы. 
3.Передача информации 
4.Кодирование, как способ обработки
информации.
 
5-6.Криптография. 
7.Обобщающий урок "Чему мы
научились"
 

3 четверть

1.Текстовые редакторы. 
2.Клавиатура. Назначение клавиш, верхний
и нижний регистр, комбинации клавиш.
 
3.Сохранение документа, запись на
дискету.
 
4-8.Работа в текстовом редакторе Блокнот,
WordPad.
 
9.Вставка рисунка. 
10.Обобщающий урок "Чему мы
научились"
 

4 четверть

1.Алгоритмы. Свойства алгоритмов 
2.Виды алгоритмов. 
3-7.Исполнитель "Муравей" 
8.Обобщающий урок "Чему мы
научились"
 

№ урока

  1. Методика раннего обучения информатике : методическое пособие, Ю.А. Первин
  2. Подготовка младших школьников в области информатики и ИКТ : опыт, современное состояние и перспективы, Л.Л. Босова
  3. Дидактические материалы для организации тематического контроля по информатике в начальной школе : методическое пособие, Ю.А. Аверкин, Н.В. Матвеева, Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов

Подробнее

(голосов:0)
Похожие статьи:

^

Внеклассная работа по математике. Под внеклассной работой по математике понимаются необязательные систематические занятия учащихся с преподавателем во внеурочное время. Различают два типа внеклассной работы по математике: 1) работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала (дополнительные внеклассные занятия); 2) работа с учащимися, проявляющими к изучению математики повышенный, по сравнению с другими, интерес и способности (внеклассная работа в традиционном понимании этого термина).


ОКРУЖАЮЩИЙ
МИР

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА


Рабочая
программа по окружающему миру для 1 –
4 класса разработана на основе
Федерального государственного
образовательного стандарта начального
общего образования, Примерной программы
начального общего образования
образовательной области «Обществознание
и естествознание» (Стандарты второго
поколения. – М. : Просвещение, 2011) и
авторской рабочей программы
общеобразовательных учреждений Плешакова
А.А. по курсу «Окружающий мир» для 1 –
4 классов ( А.А.Плешаков. – М.: Издательство
«Просвещение», 2011) Программа соответствует
учебникам, рекомендованным Министерством
образования и науки Российской Федерации.


Мой сын поступил в прошлом году в 5 класс. Задания за прошлые годы есть на сайте гимназии, мы их прорешали, и ещё ходили на курсы в гимназию 1567 (очень помогли). С изложением сложнее, на сайте только...


Комментарии к статье Информатика в начальной школе:
Загрузка...
loading...


2015-2016