Недвижимость Семья Женские секреты Усыновление Образование Обмен Красота и Здоровье
Лучшие статьи
Загрузка...
Загрузка...
загрузка...
06.05.16

ТЕМА 2. ВНЕКЛАССНАЯ, ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПО МАТЕМАТИКЕ: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

^

Внеклассная работа по математике. Под внеклассной работой по математике понимаются необязательные систематические занятия учащихся с преподавателем во внеурочное время. Различают два типа внеклассной работы по математике: 1) работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала (дополнительные внеклассные занятия); 2) работа с учащимися, проявляющими к изучению математики повышенный, по сравнению с другими, интерес и способности (внеклассная работа в традиционном понимании этого термина).

Основной целью внеклассной работы с отстающими школьниками является своевременная ликвидация и предупреждение имеющихся у учащихся пробелов в знаниях и умениях по курсу математики. Первый тип внеклассной работы должен иметь ярко выраженный индивидуальный характер: занятия с учащимися, пропустившими занятия из-за болезни или другой уважительной причины; занятия с учащимися, перешедшими из другой школы, и т.п.

^, отвечает следующим основным целям: пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям; расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу; развитие математических способностей, мышления, культуры учащихся; развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой; привитие учащимся навыков научно-исследовательского характера; расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении и культурно-исторической ценности математики, о роли ведущих ученых-математиков в развитии мировой науки.

Рассматривая содержание внеклассной работы с учащимися, интересующимися математикой, А.В. Фарков рекомендует: 1) в содержание внеклассной работы включать вопросы, выходящие за рамки школьной программы по математике, но примыкающие к ней (признаки делимости на 7, 11; геометрические построения при помощи одной линейки и т.п.; исторические экскурсы по той или иной теме, математические софизмы, задачи повышенной трудности и т.д.); 2) включать в содержание внеклассной работы материал, вошедший в содержание математического образования в последние десятилетия (логика; комбинаторика; теория вероятностей и т.п.); 3) в старших классах учитывать профиль, который выбрали учащиеся.

Внеклассная работа может осуществляться в самых разнообразных формах и видах. Ученые выделили следующие три основных вида внеклассной работы. Индивидуальная работа – работа с учащимися с целью руководства внеклассным чтением по математике, подготовкой докладов, рефератов, математических сочинений, изготовлением моделей; подготовка некоторых учащихся к участию в олимпиаде. Групповая работа – систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом учащихся. К ней можно отнести факультативы, кружки, спецкурсы. Массовая работа – эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом (вечера, научно-практические конференции, недели математики, олимпиады, конкурсы, соревнования и т.п.).

Перечислим наиболее распространенные формы внеклассной работы с учащимися по математике: система спецкурсов, кружков, факультативов; олимпиады по математике; математические соревнования, школьная математическая печать, математические вечера, недели (декады) математики; математические экскурсии; внеклассное чтение по математике; школьные математические конференции; математические общества учащихся.

Грамотное решение трудностей, связанных с изучением математики

Проблемы с изучением этой науки заметны у многих школьников. В первую очередь это относится к тем, кто более развит в гуманитарном плане. Но и остальным, бывает, стоит пропустить пару занятий, или даже просто невнимательно прослушать преподавателя, как математика из увлекательной науки превращается в область с непонятными формулами, правилами, теоремами, аксиомами. Появляется множество серьезных проблем с дальнейшим изучением математики, которые не так-то легко решить. Впоследствии неуспеваемость может серьезно оказаться очень серьезной проблемой. Стоит отметить, что знание математики даже в обычной жизни позволяет лучше решать самые различные задачи. Логическое мышление, развивающееся за счет знаний математики, позволяет эффективно работать в самых разных (в том числе и гуманитарных) сферах. Множество людей, добившихся успеха, нередко говорят о том, что во многом его достижению способствует правильное логическое мышление, основанное на знаниях математики. Это область знаний не помешает никому – даже такие люди, как писатели или журналисты, чья деятельность напрямую не связана с математикой, говорят о важности ее изучения.

        Групповое занятие «Решение логических задач» учитывает возрастные особенности школьников 6-х классов и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в групповое занятие включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит передвижение учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на партах классной комнаты. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации группового занятия целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

 Место группового занятия в учебном плане.


        Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 45 минут. Содержание группового занятия отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса учащиеся должны:

  • уметь работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
  • развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; овладеть навыками  устных, письменных, инструментальных вычислений;
  • овладеть основными способами представления и анализа статистических данных; наличие представлений о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, о вероятностных моделях;
  • овладеть геометрическим языком, умением использовать его для описания предметов окружающего мира; развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретсти навыки геометрических построений;
  • научиться узнавать вид чисел, сравнивать их, выполнять арифметические действия над ними, знать порядок арифметических действий;
  • научиться использовать и составлять алгоритмы для решения задач;
  • научиться исследовать задачи, видеть различные способы их решения.
  • уметь применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.

Основное содержание курса.

Тема 1: Числовые множества. Действия с числами (5 часов)

Теория: Историческая информация о происхождении чисел.

Практика: Создание учащимися презентаций. Создание и решение своих задач с использованием старинных мер. Решение задач без карандаша и бумаги.

Тема 2: Текстовые задачи (12 часов)

Теория: Текстовые задачи. Задачи, решаемые с конца.  Геометрические задачи. Задачи на разрезание. Задачи на переливания. Задачи на взвешивания.  Логические задачи

Практика: Решение задач. Составление задачника. Конкурс «Лучший решатель».

Тема 3: Графы на плоскости (4 часа)

Теория: Теория графов. Элементы теории графов

Практика: Решение задач

Тема 4: Геометрические задачи (7 часов)

Теория: Основы геометрии на плоскости и в пространстве.


В какой бы форме и какими бы методами не проводились факультативные занятия по математике, они должны строиться так, чтобы быть для учащихся интересными, увлекательными, а подчас и занимательными. Необходимо использовать естественную любознательность ученика для формирования устойчивого интереса к своему предмету. Известный французский физик Луи де Бройль писал, что современная наука - "дочь удивления и любопытства, которые всегда являются ее скрытыми движущими силами, обеспечивающими ее непрерывное развитие".


Основными формами проведения факультативных занятий по математике являются в настоящее время изложение узловых вопросов данного факультативного курса учителем (лекционным методом), семинары, собеседования (дискуссии), решение задач, рефераты учащихся (как по теоретическим вопросам, так и по решению цикла задач), математические сочинения, доклады учащихся и т. д.


Однако учителю не следует отдавать предпочтение какой-либо одной форме или методу изложения. Вместе с тем, памятуя о том, что на факультативных занятиях по математике самостоятельная работа учащихся должна занять ведущее положение, следует все же чаще применять решение задач, рефераты, доклады, семинары-дискуссии, чтение учебной и научно-популярной литературы.


Естественно также при проведении факультативных занятий в основном использовать методы изучения (а не обучения) математики, а также проблемную форму обучения. В частности, ее можно осуществить, если представить изучаемый факультативный курс в виде серии последовательно расположенных задач. "Решая последовательно все задачи самостоятельно или при незначительной помощи преподавателя, ученики постепенно изучают курс при большом личном участии, проявляя активность и самостоятельность, овладевая техникой математического мышления.

Команда 2:

Сегодняшний турнир мы выиграть хотим
И просто вам победу не дадим.
Придется попотеть и постараться.
За каждое очко мы будем драться.
Смекалку мы проявим и отвагу
И просим разгадать сию бумагу.
А если вдруг не повезет? –
Победа всех когда-нибудь найдет.

Команды обмениваются большими свитками из ватмана. Свитки разворачивают и показывают собравшимся. На них большими цветными буквами написаны ребусы. Листы вывешивают на доске. Каждая команда, собравшись в кружок, тихо разгадывает ребусы соперника.

Пока команды трудятся над ребусами, ведущий представляет жюри. Затем ведущий обращается к командам: «Для решения большинства задач недостаточно одних знаний. Необходима ещё и внимательность. С чего начинается решение задачи? Конечно, с условия. Но условие можно читать по-разному: прочтешь невнимательно - вот и утеряна главная ниточка. Проверим, умеют ли команды быстро улавливать условие задачи. Кто из вас быстрее решит задачу Корнея Ивановича Чуковского:

«Шел Кондрат в Ленинград,
А навстречу двенадцать ребят,
У каждого по три лукошка.
В каждом лукошке – кошка,
У каждой кошки – 12 котят,
У каждого котенка
В зубах по 4 мышонка.
И задумался старый Кондрат:
Сколько мышат и котят
Ребята несут в Ленинград?»

Условие кажется очень простым, и некоторые ребята торопятся сосчитать. Ведущий не перебивает их, но затем сообщает, что они плохо выслушали условие и поэтому попали в положение Кондрата:

4

Магический квадрат

1

5

Числовые головоломки

1

Текстовые задачи ( 12 часов)

6

Логические задачи

1

7

Решение логических задач

1

8

Задачи на переливание

1

9

Решение задач на переливание

1

10

09/04

43

Системы рациональных уравнений. Основные методы решения

1

16/04

44

Системы линейных уравнений; их решение с помощью определителей формулы Крамора

1

16/04

45

Системы линейных уравнений; их решение с помощью определителей формулы Крамора

1

23/04

46

Системы уравнений второй степени

1

23/04

47

Системы уравнений второй степени

1

30/04

48

Системы неравенств

1

30/04

49

Системы неравенств

1

07/05

50

Графическое решение систем неравенств с двумя переменными

1

07/05

51

В 2015/2016 учебном году формируем группы первоклассников для обучения по программе, продолжающей наш курс подготовки к школе. В программе - занятия по математике, русскому языку, английскому языку.

Получите дополнительную информацию, позвонив по телефонам:



Ксения, вы отличный преподаватель! Пришла на второй семестр, практически с нулевыми знаниями. За четыре месяца подготовила, объяснила все не понятные (некоторые не знакомые) темы. Отлично ведет урок, интересно и весело. Расчитывала на тройку, написала на четыре.  Очень ей благодарна, всем советую!

Во внеклассной работе и дополнительном математическом образовании младших школьников большое место занимают игры. Обучение детей играть и играя считать, решать, строить, конструировать обеспечивает воспитание тех необходимых качеств, которые нужны младшему школьнику в процессе обучения. Вначале ученик заинтересовывается игрой, а затем и тем материалом, без которого невозможно участвовать в игре. Игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к математическому заданию, которое заложено в содержании игры.

Однако, несмотря на всю важность и значение игры в процессе внеклассной работы и дополнительного образования по математике, она не самоцель, а средство для развития интереса к математике. Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на первый план. Только тогда она будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании их интереса к математике.

Задания

1. Разработайте систему внеклассной работы по математике с учетом возрастных особенностей учащихся: а) 5–6 классов; б) 7–9 классов; в) 10-11 классов.

2. Ознакомьтесь с опытом внеклассной работы одного из организаторов дополнительного математического образования школьников вашего региона (учителя, вузовского преподавателя, работника Центра дополнительного образования и т.п.). Обобщите изученный опыт в форме краткого отчета.

3. Ознакомьтесь с опытом внешкольной работы одного из организаторов дополнительного математического образования школьников вашего региона (учителя, вузовского преподавателя, работника Центра дополнительного образования и т.п.). Обобщите изученный опыт в форме краткого отчета.

4. Пользуясь материалами монографии: Мерлина, Н.И. Дополнительное математическое образование школьников и современная школа (Состояние. Тенденции. Перспективы). – М.: Гелиос АРВ, 2000. – С. 19–42 (см. приложение 3), проанализируйте историю развития дополнительного математического образования школьников в России.

(голосов:0)
Похожие статьи:

Занятия с репетиторами по математике, русскому и английскому языку для школьников от 7 до 17 лет.

Важно не только уметь читать, но писать и говорить правильно, не делать ошибок в каждом предложении или абзаце, не забывать о запятых и не ставить лишних, дабы не насмешить читающего. Да и в целом производить впечатление грамотного человека. Эти правила обязаны выполнять как дети, так и взрослые. Поэтому совершенствоваться в знаниях правописания никогда не поздно, но начинать все же стоит раньше, плюс как минимум посещение курсов русского языка никто не отменял.


Мой сын поступил в прошлом году в 5 класс. Задания за прошлые годы есть на сайте гимназии, мы их прорешали, и ещё ходили на курсы в гимназию 1567 (очень помогли). С изложением сложнее, на сайте только...


Занятия и конспекты в детском саду – это постоянно дополняющийся сборник материалов как помощь воспитателям детских садов в их работе по созданию и проведению занятий, прогулок и других мероприятий с детьми. Вы можете поделиться с нами своими наработками, добавив в наш сборник свои материалы сохранив своё авторство. А также у вас есть возможность создать собственную страничку на нашем сайте и постоянно пополнять её.


Комментарии к статье Дополнительные занятия по математике:
loading...
Загрузка...


2015-2016